Исконно.ruПервый сон нового года (сказка)

Японская сказка «Первый сон нового года»

А вот знаете ли вы, что в Японии первый сон в новом году считается вещим? Знаете?

Тогда я вам еще скажу, что добрый сон можно украсть. Ну или купить. И в истории тому множество свидетельств. Конечно, для этого нужно провести определенные ритуалы, но хороший толкователь снов обычно такому научен, дело техники и денег. Намного труднее заставить кого-то этот сон передать.

Вот один знатный господин рассуждал так: допустим, быдлу снится богатство и благополучие. Что это для него значит? Хорошо выпить, погулять с девками и всё. А что благополучие означает для меня? Допуск к государственным заказам, устранение конкурентов, монопольное положение на рынке, миллиардные прибыли. Несопоставимо! А сон один и тот же! У меня слуг и работников много, кому-нибудь когда-нибудь хороший сон и привидится. Надо просто прибрать этот сон к рукам.

Поэтому хозяин завел такой обычай: в первый день каждого года он накрывал столы для всех своих работников и слуг, обходил каждого, собственноручно наливал рюмку и интересовался, не приснилось ли ему этой ночью чего-нибудь хорошего.

Опытные слуги мысленно посмеивались, выпивали и отвечали, что была бессонница или что закрыл глаза и как провалился, до утра никаких снов. Но однажды молодой слуга ответил, что действительно видел добрый сон, предвещающий много хорошего.

Хозяин сразу предложил за сон ящик водки, но слуга отказал. Цена быстро росла. Юноше был предложен двойной оклад, повышение по службе, теплое место завскладом и официальное разрешение отношений с личной секретаршей господина. Но слуга остался непреклонен.

Босс вспылил, накричал на подчиненного, а потом решил его примерно наказать. Всем прилюдно заявил, что ему не нужен такой слуга, что ставит личное благополучие выше интересов хозяина. Юношу посадили в лодку без весел и оттолкнули от берега. При этом господин отметил, что хотя он и строг, но милосерден, поэтому приказал положить в лодку воду и рисовых колобков, чтобы этот неблагодарный не умер раньше времени от жажды или голода.

Долго ли плыл юноша, этого нам не известно. Видел он на горизонте несколько островов, но лодку проносило мимо. Но однажды он проснулся от того, что лодка легонько коснулась дна. Вышел он на берег, смотрит — перед ним лес. Но только он подошел к лесу, как из него выбежали косматые существа. Совсем как люди, только обезьяны. И они закричали: «Человек! Съесть человека! Мы станем умными, если убьем и съедим его!»

Юноша понял, что убежать не успеет, а под руками у него не было никакого оружия, ни камня, ни палки. Тогда он кинул в этих человекообезьян рисовым шариком. Обезьяны остановились, подобрали рис и попробовали на вкус. Слуга кидал во врагов колобками, а сам убегал. Обезьяны подбирали еду и даже дрались за нее, так что юноша успел забраться в лодку и оттолкнуть ее от берега. И долго еще обезьяны ругались вслед уплывающей лодке.

Через некоторое время лодку прибило к другому острову. Выбрался юноша на берег, пошел вглубь суши, увидел какие-то сооружения и только подошел к тонким колышкам, огораживающим площадку, как зазвучали адские завывания и высыпали чудовища. На вид они как люди, только не люди и совсем странные, наверняка демоны. И были они разных видов: красные и черные. А адский голос завывал: «Тревога! Проникновение на объект! Группа задержания в сектор три! Тревога!..»

Юноша снова кинул рисовый шарик, но демонов он не заинтересовал. Юношу быстро окружили и ткнули какими-то короткими серебряными палками. Вот-вот съедят. Черный демон сказал: «Местный. Кончайте его.» А красный вроде как возразил: «Погодите, пусть он сперва расскажет, как обнаружил базу».

Юношу привели к господину демонов, тот посмотрел на пленника, коротко поговорил о чем-то с черными и красными и отдал юношу тому самому красному демону, который за него заступался.

Демон начал расспрашивать о семье и жизни, о том, как юноша служил и за что был изгнан и о его путешествии. И очень демону было интересно, что же было в том сне, из-за которого и случилась вся история. Он даже других демонов звал: «Вы только послушайте, до чего любопытно!», но от красного демона или отмахивались, или смеялись.

Красный демон тоже решил подкупить юношу, но не знал чем и обратился к черному за советом. Тот, смеясь, предложил выменять за сон их колесницу. Красный демон повел юношу к площадке, где стояла совсем не колесница, а что-то вроде большого серебряного котла ну или колокола. Они забрались внутрь и демон сказал, что это волшебная летающая колесница, вот из стенки торчат две короткие дубинки. Если дернуть за одну, колесница взлетит вверх. Если за другую — понесется вперед, да так быстро, что ни одна птица не сможет ее догнать.

Юноша притворился озадаченным, как будто размышлял. Но потом отказался рассказывать сон, мол, в колеснице мало для него полезного. Тогда демон повел наружу и дал ему в руки коробочку. В ней лежали маленькие трубочки с иголками: «Вот волшебные иглы. Если уколоть больного вот этой иглой, он сразу поправится. А если живого уколоть вот такой, он умрет. Тебе такие вещи должны быть полезны, расскажи сон!»

Юноша крикнул: «Сперва тест-драйв!», быстро запрыгнул в колесницу, дернул за одну дубинку, тут же за другую и остров демонов сразу оказался далеко. Колесница долго летела над морем, потом над горами, потом внизу показались рисовые поля и селения. Юноша увидел большую деревню, через которую текла река, попробовал остановить колесницу, но как-то не так дернул дубинку и очнулся на окраине у догорающих обломков.

Вошел юноша в селение — большое, богатое, все крыши черепицей крыты. Постучался в крайний дом и начал расспрашивать, где он очутился, вдруг слышит, откуда-то из центра села доносится плач и суматоха.

— Что там у вас происходит?

— Это в доме старосты нашей половины села. Дочка-красавица у него внезапно заболела, при смерти лежит, никто помочь не может: ни доктора, ни шаманы, ни монахи.

— Идите к вашему старосте, обрадуйте его. К вам случайно занесло великого целителя, побеждающего любые болезни.

Взял юноша трубочку с живительной иглой и уколол ей девушку. Та тотчас же глаза открыла и запросила поесть. Чудесное исцеление вся половина села праздновала две недели, всячески потчевала целителя, дарила подарки, а потом староста предложил жениться на его дочке. Юноша подумал и согласился.

А тут у зареченских та же беда. Тоже дочка и тоже красавица совсем больна. Целитель и ее кольнул. Ну та половина села, чтобы не отставать, тоже предложила красавицу в жены. И юноша снова согласился. И жил посменно на две семьи: две недели на одной половине села, две — на другой. И в каждую смену все старались угодить целителю, чтобы ему понравилось больше, чем за рекой.

Ну, конечно время от времени юноша подрабатывал, лечил по вызову, но только самых знатных особ за очень большие деньги. А мертвые иглы ему использовать не приходилось. По крайней мере, он так говорит.

А чтобы было целителю удобно ходить из дома в дом, обе семьи вскладчину соорудили мост через реку и покрыли его чистым золотом.

И вот стоит наш герой на мосту сытый, пьяный и довольный, и вспоминает, что именно это ему и снилось, как он стоит на золотом мосту и всё у него хорошо.

Вот поэтому не нужно рассказывать свои сны никому: ни друзьям, ни начальникам, ни демонам!


Исходный текст: Японские народные сказки. (сер. Библиотека всемирной литературы) /Изд."Эксмо". Пер. с яп. Маркова В. М. 2019. ISBN: 978-5-04-094164-3

См. также

QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь трех обезьян
Библиотека по трем обезьянам
Коллекция трех обезьян
Толковый словарь по ножам
Четки
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест