Исконно.ruПодарок кошки-оборотня (сказка)

Японская сказка «Подарок кошки-оборотня»

Все дети любят рисовать. И японские — не исключение.

Жил в одной деревне на острове Сикоку мальчик. Еще в младенческом возрасте родители решили занять его рисованием, о чем потом неоднократно жалели. Дали ему кисть, тушь и показали, как нарисовать кошку: «Смотри, это киса. Сможешь так нарисовать?»

Мальчик смог повторить рисунок, так что родители были рады и поощряли ребенка: «Какая красивая киса, как живая!»

Мальчик обрадовался и стал рисовать кошек. Везде и в любое время. Уже подрос, а забаву свою не бросает. А в деревне-то прохлаждаться некогда. Руки всюду нужны. Зовут мальчика помогать то здесь, то там. А ему нет никакого дела до хлопот и обязанностей — знай кошек себе рисует, чтобы как живые были.

Уж его и ругали, и кисть отбирали — ничего не помогает! Тогда терпение родителей подошло к концу: «Мы не можем тебя больше кормить, раз ты пренебрегаешь своими сыновьими обязанностями. Отныне ты нам больше не сын, уходи из дома!»

Взял он кисти и тушечницу и пошел куда глаза глядят. А провинция Сануки на севере Сикоку горами славится. Пусть невысокими, но крутыми. И дорога вела прямо в горы.

Уже вечерело и нужно было думать о ночлеге. Шли навстречу с горы двое монахов. Мальчик к ним обратился: «Святые люди, где бы здесь можно было переночевать?»

Монахи странно переглянулись и ответили: «Под любым кустом ложись, только в старый храм, что будет дальше по дороге не входи!» — и ускорили шаг.

Пожал наш герой плечами и отправился дальше. И вскоре правда показался горный храм по названию Умпэн-дзи (雲辺寺). Вежливо постучался мальчик — никто не открывает, решил войти без приглашения.

Храм выглядел пустым и заброшенным и во всех углах была паутина. А перед темной статуей Будды стояла старая бумажная ширма. Вынул мальчик кисть, окунул в тушечницу и по привычке нарисовал на ширме кошку. Полюбовался, как здорово вышел рисунок, и лег спать за ширмой.

Ночью он проснулся от страшных криков и звуков битвы. Что-то жуткое происходило в главном зале, но от ужаса мальчик не мог не то, чтобы показать нос из-за ширмы, но даже пошевелиться. Когда все стихло, мальчик провалился в сон. А утром не знал, приснился ему кошмар или был наяву.

Вышел он из-за ширмы, смотрит — на полу в центре зала в кровавой луже лежит труп огромной крысы с несколькими хвостами.

Тут надо сказать, что в Японии считают, что многие животные, доживая до преклонных лет, перерождаются в оборотней, которые могут менять свой облик. А верный признак оборотня — несколько хвостов (чем больше, тем оборотень сильнее). Вот, видимо, такой зловредный оборотень и поселился в храме.

Огляделся мальчик при солнечном свете и заметил, что у кошки, нарисованной на ширме окровавлен рот: «Киса, так это ты спасла меня!»

Днем случайные прохожие очень удивились, что в заброшенном храме кто-то ходит. Весть быстро разлетелась и у храма собралось множество зевак из ближайших деревень. Оказалось, храм Умпэн-дзи уже давно был захвачен чудовищем. Несколько смельчаков вызывалось очистить храм от нечисти, но ни один из них не вернулся. Мертвый оборотень вызвал восторг толпы и мальчика чествовали как героя, а потом предложили остаться в храме настоятелем.

Мальчик прибрался в храме, обрил голову, справил себе четки и со временем научился кое-как читать сутры. И вот однажды, читая сутру перед образом Будды, краем глаза молодой настоятель заметил, что кошка на ширме пошевелилась. А когда сутра закончилась, на последнем слоге завершающей мантры кошка сошла на землю.

С тех пор так и зажили вдвоем: кошка и настоятель. Крестьянам когда требуется буддистский священник? Только когда уже ничем другим не поможешь. В серьезной болезни или в смерти. Вот и вызывали настоятеля к больным и покойникам. А кошка в это время по хозяйству помогала, убиралась и еду готовила.

Долгое время они так жили. Настоятель незаметно состарился. Кошка полностью поседела, стала белоснежно белой, но не потеряла бодрости.

Но однажды в горы пришел молодой монах. Он стучался в дома и увлеченно рассказывал о Будде. Уверенно объяснял, почему старые косные буддистские школы в монастырях и храмах погрязли в рутине и отошли от изначального духа буддизма, что нужно восстановить чистоту учения, когда каждый прихожанин при жизни способен достичь просветления. Он мог объяснить ритуалы и знал многие священные тексты наизусть. Не удивительно, что, очарованные речами, крестьяне доверились новому монаху. А о настоятеле Умпэн-дзи позабыли. Приношения прекратились и заказывать требы никто не стал. Так что старому монаху и его кошке пришлось жить впроголодь.

Однажды кошка как обычно подметала зал своим хвостом, а настоятель был занят чтением сутр. Но что-то его смутило: уж не двоится ли в глазах? Нет, так и есть: у его кошки теперь два хвоста.

Огорчился настоятель и кошка заметила это. И тут впервые кошка заговорила: «Нет, господин, ты не ошибся. Я перерождаюсь в оборотня. И, раз ты это заметил, я больше не могу находиться рядом с людьми. Пришло время переселиться в дикую горную местность. Но на прощание я хочу сделать тебе подарок. Знай: завтра умрет любимая дочь первого богача из деревни у подножия нашей горы. Сходи к ней на отпевание. А услышишь стук да гром — не пугайся, это твоя Киса едет. Подойди и ударь своими четками по гробу». Поклонилась кошка и ушла.

На следующий день отправился настоятель в нижнюю деревню. И точно, народу целая толпа, с дочкой богача прощаются. Отпевать, конечно, вызвали нового молодого монаха.

Вдруг небо потемнело, раздались глухие удары, земля покачнулась и разверзлась. Из-под земли вышли страшные воины с ужасным оружием и выстроились в две колонны. А между ними важно шагал адский распорядитель со свитком и веером в руках, а за ним огромный быкоголовый демон катил жуткую огненную колесницу.

Собравшийся народ в ужасе закричал. Кто-то повалился без чувств, что-то упал ниц и начал молиться. А молодой монах пятился-пятился, развернулся, подобрал полы рясы и пустился наутек.

Процессия подошла к гробу девушки и адский распорядитель указал веером на нее. Но тут старый настоятель тоже подошел к гробу и ударил по нему своими четками — и вдруг все пропало. Не стало ни адских воинов, ни огненной колесницы, ни распорядителя. Вокруг снова ясный день.

Молившиеся крестьяне продолжили бить поклоны, только уже в сторону настоятеля. Он и завершил заупокойную службу. Кто не имел веры, тогда уверовал в силу Будды. А все грешники вспомнили о своих грехах и необходимости искупления.

Новый монах от стыда в эти земли больше не вернулся, так что настоятель зажил как прежде, даже лучше. Ведь его стали почитать как чудотворца, которому послушны силы ада. Храм Умпэн-дзи стал местом паломничества и начал приносить много денег.

Часть дохода настоятель потратил, чтобы разбить прекрасный сад гортензий и украсить его резными каменными скульптурами пятисот учеников Будды — архатов. И один из этих архатов изображен наклонившимся, чтобы погладить кошку.


Текст скомпилирован из нескольких источников. Основной извод легенды: Японские народные сказки. (сер. Библиотека всемирной литературы) /Изд."Эксмо". Пер. с яп. Маркова В. М. 2019. ISBN: 978-5-04-094164-3

См. также

QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Четки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
о проекте / координаты
новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест