Три обезьяны в культуре и искусстве, страница 39
23 июня 2016 г. в Великобритании прошел референдум о выходе из Европейского союза. С небольшим перевесом победили сторонники выхода. Недовольством результатами решили воспользоваться многие компании. Например, крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы, ирландская Ryanair использовала в соцсетях провокационную рекламу.
В позах трех обезьян
изображены ключевые фигуры, выступавшие за брексит (выход Британии из ЕС): Найджел Фараж (Nigel Farage), лидер Партии независимости Соединенного Королевства, Борис Джонсон (Boris Johnson), бывший лондонский мэр и Майкл Гоув (Michael Gove), министр юстиции Великобритании. В соответствующих подписях сказано «Не слышать Европу», «не видеть Европу» и «не говорить о Европе». Основной рекламный слоган гласит: «Планируете бежать? 24-часовая распродажа: 1 миллион мест по цене от 9,99 фунтов»

Еженедельный «журнал для каждого» «Liberty» («Свобода») издавался в Америке с 1924 г., а к началу Второй мировой войны стал одним из важнейших периодических изданий США. И, естественно, выдавал положенную порцию военной пропаганды.

В 1944 г. на обложку попала карикатура, так напоминающая творчество советского коллектива Кукрыниксы по отношению к немецким противникам. Американский карикатурист изобразил трех гротескно обезьяноподобных японцев, в ужасе принявших позы трех обезьян
под градом, очевидно, американских бомб. Офицер справа внешне очень напоминает премьер-министра Японии Хидэки Тодзио (правильнее Тодзё, 東條 英機), только отчего-то без усов.
Художник еще не знает, что через несколько месяцев Хидэки Тодзио возьмет на себя ответственность за поражение на Сайпане и уйдет в отставку, а в августе следующего, 1945 г. на Японию упадут уже другие, атомные бомбы и страна капитулирует. Тодзио после неудачного самоубийства будет схвачен и повешен как военный преступник.
Понятно, что изображение врагов в виде обезьян рассчитано на внутреннюю, американскую аудиторию. Любопытно, что союзники пытались сравнивать японцев с тремя обезьянами и в пропаганде, рассчитанной на японцев. Только чуть тоньше и корректнее.

Американскую компанию Harvey Comics знают по выпускаемым комиксам и, прежде всего, по одному из главных героев — дружелюбному привидению Касперу. Но на протяжении долгой истории у Харви было много других популярных персонажей. Один из комиксов был посвящен некой Блонди. Первоначально беззаботная девица, ищущая развлечения, Блонди вышла замуж за бойфренда Дэгвуда, постепенно становясь серьезной главой семьи, а роль главного комика перешла мужу. Популярность можно оценить по тому, что комикс издавался в 47 странах на 35 языках, по нему был снят киносериал и создана радиопередача. Издатели пытались максимизировать прибыль, поэтому использовали даже второстепенных персонажей. У Блонди и Дэгвуда жила собака Дэйзи с кучей мелких щенков, создавая множество поводов для комичных ситуаций. В 1950-х гг. Харви издали отдельный спин-офф комикс, посвященный только Дэйзи и ее щенкам.

На обложку №9 (июнь 1954 г.) вынесена сцена с нашкодившими щенками, которых ожидает нагоняй от матери Дэйзи. Три щенка в ожидании бури приняли позы трех обезьян
. Нам здесь интересны не только узнаваемость поз трех обезьян рядовым читателем, но и достаточность этой композиции для создания комичного.

В богатейшей коллекции Британского музея (Грэйт Рассел стрит, Лондон, Великобритания) есть немало экспонатов, связанных с тремя обезьянами
. Мы уже видели гарду японского меча и китайское литое украшение с обезьянами, а теперь обратимся к японскому свитку суримоно
, работе автора гравюр укиё-э Ёкоямы Кадзана
.



Обезьяны на гравюре Кадзана композиционно напоминают трех обезьян из Никко
, особенно тем, что левая фигура «не слышу» несколько отдалена от тесной группы двух других обезьян (но их порядок не совпадает).
Если на резном панно в Никко обезьяны довольно статичны, то у Кадзана они экспрессивны, полны движения. Левая обезьяна с криком и ужасной гримасой показана, видимо, в рывке прыжка. Средняя в опаске пригибается, правая же от неожиданности опрокидывается назад и опирается на руку.

В собрании Томского областного краеведческого музея есть одно необычное панно. Вернее, необычно не оно само (в мире известно немало аналогов), неожиданно его появление в Томске.
В глубоком рельефе на деревянной доске довольно близко повторяется резьба, украшающая конюшню в ритуальном комплексе Тосёгу, святилище-мавзолее японского сёгуна Токугава Иэясу в городе Никко
. Да, это самые известные в мире три обезьяны
, приписываемые резцу полулегендарного скульптора Хидари (Левши) Дзингоро
.

Томская реплика меньше оригинала, с менее глубокой резьбой и вместо полихромной окраски местами украшена фактурной обработкой поверхности (к примеру, шерсть обозначена штрихами-бороздками). Фронтально рисунок передан очень близко, но взаимное положение элементов в глубину заметно отличается, можно предположить, что панно создавалось по фотографии или подробной зарисовке оригинала из Никко. Известны, например, довоенные почтовые открытки с тремя обезьянами, любая из них могла послужить источником вдохновения.

По словам сотрудников музея, о предмете не известно ничего, кроме поздней записи о поступлении от местной жительницы (Трегубовой) в 1945 г. Елена Анатольевна Малофиенко предполагает, что панно попало в Советский Союз в качестве «трофея» заключительного этапа Второй мировой войны — разгрома Японской империи.

Да, год поступления экспоната — сильный аргумент, однако, не решающий. Японские символы могли попасть в Сибирь и ранее: из военных конфликтов можно вспомнить советско-японские столкновения в Манчжурии, а до того японское участие в интервенции или русско-японскую войну начала XX в. Нельзя списывать со счетов и мирное приобретение. Кроме того, не нужно забывать огромное число японских военнопленных и перемещенных лиц, оказавшихся в Сибири. Ведь матер мог изготовить панно и на месте, а вручение в качестве подарков разнообразных поделок «сидельцев» — давняя советская и российская традиция. Здесь могло бы быть полезным определение вида древесины. С большой долей вероятности место изготовления соответствует ареалу произрастания дерева.

Кто же мог изготовить панно с тремя обезьянами? Если датировка верна, то резчик — японец или мастер, находящийся в зоне культурного влияния Японской империи. Интересно, что автор выбрал из произведений Дзингоро не куда более эффектных драконов, не знаменитую спящую кошку нэмури-нэко, не нагруженных разноплановой символикой карпов-кои, не, в конце концов, антропоморфный персонаж, которые у японского Левши, как и у античного скульптора Пигмалиона, по легенде, оживали. Резчик выбрал обезьян. Не были ли они связаны для него с именем Токугавы Иэясу, первого сёгуна из династии Токугава, завершившего объединение страны и создавшего ставку правительства в замке Эдо?
Любопытно, что противники Японии по Второй мировой войне пытались использовать символику трех обезьян в пропагандистских целях (см. листовку Союзнического Офиса Дальневосточного Взаимодействия)
